понедельник, 14 января 2019 г.

Умным детям нравятся уроки, а вот одаренным детям — нет

В начале статьи стоит упомянуть одну важную вещь: умственные способности, как известно, довольно сложно измерить. 
 
В детстве Томас Эдисон принес домой своей матери записку от учителя, в которой говорилось, что ее сын был недалеким. 
 
Эдисон был много кем, но вот глупым он точно не был. Более того, он был поистине одаренным ребенком. Один из учителей Альберта Эйнштейна однажды заявил, что тот был “замкнутым тугодумом, постоянно погруженным в свои глупые мечты.” 
 
Вероятнее всего, Эйнштейн тогда думал о физике. Возможно тогда и развивались его умственные способности, благодаря которым он, пожалуй, стал величайшим физиком в истории. Вы определенно уже уловили в чем суть. (Что, черт возьми, не так с учителями того времени?) 
 
Национальная ассоциация одаренных детей определяет одаренность как “способности значительно превышающие среднестатистическую норму для определенного возраста (ребенка)”. Ребенок может быть одаренным в одной или нескольких из следующих сфер:
  • Художественная
  • Креативная
  • Интеллектуальная (IQ)
  • Лидерская
  • Академическая: языки, математика или наука
 “Одаренные дети уже знают около 60% детсадовской программы в самый первый день занятий.” — Национальная ассоциация одаренных детей.

8 типов интеллекта

Скорее всего существует гораздо больше типов интеллекта, чем представлено ниже. Говард Гарднер, профессор из Гарвардского Университета, выдвинул теорию множественного интеллекта, включающего в себя 8 аспектов:
  1. Телесно-кинестетический: физические способности; подвижность; координация движений.
  2. Внутриличностный: внутренние способности; самоосознанность или анализ собственных убеждений, эмоций, целей и мотивации.
  3. Межличностный: взаимодействие с окружающими и понимание их — вербальное и невербальное общение; восприимчивость к чужому настроению и темпераменту.
  4. Логико-математический: понимание абстрактных и сложных идей; дедуктивное мышление; определение паттернов; работа с числами.
  5. Музыкально-ритмический: умение различать высоту звука, ритм и тональность; движение в такт музыки; создание, узнавание, отображение и воспроизведение музыки.
  6. Натуралистический: связь с окружающей средой; выращивание натуральных продуктов (фруктов и овощей); природные навыки выживания; знание животных, растений и т.д.
  7. Вербально-лингвистический: понимание и использование языка; вербальные и письменные навыки; изменение ритма, громкости и тона; память на лица и мелкие детали.
  8. Визуально-пространственный: восприятие картинок и изображений; пространственное ориентирование; визуализация объектов.

Различие между “одаренным” и “способным”

Необходимо понимать, что одаренные дети являются не просто умными. Это послужит для вас первым шагом в понимании того, какая именно помощь нужна ребенку, чтобы стать успешным. Кристофер Тайбби, специалист в области образования одаренных детей, рассказывает о четырех принципиальных различиях между одаренными и способными детьми:

Умные дети упорно трудятся, а вот одаренным детям быстро становится скучно

Умные дети — мечта любого учителя. Они никогда не опаздывают, хорошо себя ведут и упорно трудятся. Как результат – они получают хорошие оценки. Более того, умный, но не одаренный ребенок с бо̀льшей вероятностью преуспеет в традиционной школьной обстановке, поскольку в основном их мотивируют хорошие оценки и признание. 

В этом и заключается большая проблема для одаренных детей: ни оценки, ни признание учителей обычно не мотивируют их. 

Одаренные дети зачастую уже знают правильные ответы без особых усилий. В традиционной обстановке в классе это может стать причиной проблем. Без внутренних стимулов и внешней стимуляции одаренные дети чаще всего погрузятся в свой богатый внутренний мир.

Умные дети знают ответы на вопросы, а одаренные дети задают вопросы

У умных детей хорошо получается обрабатывать и сохранять информацию. Эта способность в сочетании с упорным трудом приводит к выдающимся успехам в учебе. Одаренным же детям требуется гораздо меньше времени, чтобы запомнить материал. Как результат — им становится скучно сидеть на уроке, когда они могут запросто “сдать тест” и двигаться дальше. 

Поскольку любопытство одаренных детей никогда не угасает, они будут копать глубже и захотят узнать абсолютно все, что только возможно. Они будут задавать сами себе вопросы, а также использовать Гугл или книги чтобы найти ответы. 

Полученные знания они запоминают без особых усилий, поэтому уже в начале урока ребенок будет знать гораздо больше, чем ему сможет рассказать учитель.

Умным детям нравятся уроки, а вот одаренным детям — нет (зачастую)

Как было сказано ранее, классная комната — это идеальная среда для достижения умным ребенком успеха. С одаренными детьми все по-другому: их несовместимость с традиционной классной обстановкой приводит к недостатку стимуляции. 

Благодаря двум крайностям -чрезмерное любопытство и сильная скука — одаренные дети зачастую становятся самоучками и берут на себя ответственность за свое образование. В отличии от школы, самообразование позволяет удовлетворять потребность ребенка в эффективном обучении.

Способные дети умны, в то время как одаренные дети оригинальны

Вспомните величайших новаторов в истории — да Винчи, Тесла, Грейам Белл, Эдисон, Гейтс, Джобс. Эти люди были (пожалуй) теми, кого мы сейчас называем “одаренными”. Стоит отметить, что не все из них могли похвастаться хорошими оценками в школе.

Многие одаренные дети живут для того, чтобы воплотить свои идеи в жизнь. Когда что-то (например, школьный предмет) привлекает их внимание, одаренные дети хотят не только учиться, но и применять полученные знания на практике. 

Нестандартное мышление и тяга к инновациям — причины, по которым альтернативная образовательная среда чаще оптимальна для одаренных детей.

15 признаков одаренности ребенка

Возможно вы задаетесь вопросом, как определить одаренного ребенка. Если да, то вот 15 отличительных признаков, на которые вам стоит обратить внимание:
  1. Они говорят, как профессора:
Одаренные дети усваивают знания гораздо быстрее, чем среднестатистические дети. Осваивать языковые навыки им также проще. У одаренных детей обширный словарный запас, и они могут использовать в речи сложные предложения.
  1. Они определяют паттерны:
Навык определения паттернов (например, паззлы или время, когда мама приходит домой) довольно редко развит у маленьких детей. Если, конечно, ваш ребенок не является одаренным.
  1. Они много читают:
Как было сказано ранее, одаренные дети невероятно любопытны. Чтобы удовлетворить свое любопытство им нужно прочитать каждую книгу, которая попадает им в руки. Эта особенность наиболее ярко проявляется, если ребенок что-то сильно заинтересует.
  1. Они невероятно талантливы в чем-либо:
Одаренность — еще одно слово для выдающегося таланта. Некоторые дети от природы талантливы в спорте, науке или искусствах. Выдающийся талант — это явный признак одаренности ребенка.
  1. Им нравится общество взрослых и детей постарше:
Одаренным детям, в силу их высоко развитых умственных способностей, неинтересно общаться со сверстниками. Они их не понимают, либо же одаренным детям с ними просто скучно. Поэтому они будут пытаться общаться с детьми постарше, учителями и взрослыми для стимуляции.
  1. Они невероятно сфокусированы:
Тут стоит кое-что добавить: большинство одаренных детей обладает выдающейся способностью сосредотачиваться на том, что их интересует. На скучном уроке одаренный ребенок утратит эту способность. Из-за этого ошибочно можно решить, что у ребенка плохо получается сосредотачиваться.
  1. Они зрелые:
Одаренный ребенок может также обладать высокоразвитым эмоциональным интеллектом. Если ваш ребенок одаренный, то вы можете заметить, что он с неодобрением относится к шалостям сверстников. Одаренные дети обычно не склонны к проделкам и озорству.
  1. Они оригинальны:
Одаренные дети также обладают навыками решения проблем. Такие дети не только по-другому подходят к повседневным проблемам, но и могут придумать способ улучшить что-либо.
  1. Они лидеры:
Благодаря своей зрелости, а также умению решать проблемы и мыслить нестандартно, из одаренных детей получаются хорошие лидеры. Конечно, эти лидерские качества наиболее ярко проявятся, когда ребенок будет находиться в подходящей обстановке.
  1. Им не нужно указывать правильное направление:
В то время как остальным детям нужно, чтобы родители или учителя говорили им, как правильно что-либо делать, одаренные дети сразу же берутся за дело и уже потом задают вопросы. Либо же вообще их не задают, если им удается самим во всем разобраться.
  1. Они наполнены энергией:
Одаренные дети всегда находятся в движении, вероятнее всего потому, что их мозг постоянно работает. Обратите внимание, что умные и одаренные дети зачастую очень быстро разговаривают. Так происходит потому, что они пытаются (безуспешно!) сделать так, чтобы их слова успевали за их мыслями.
  1. Им нужно проводить время наедине с самими собой:
Как и большинство детей, одаренным детям нравится проводить время с другими людьми. Тем не менее, одиночество позволяет им остаться наедине со своими мыслями и развивать свою креативность. Одаренным детям нравится в одиночестве читать, писать и рисовать.
  1. Им нравится природа:
Некоторые одаренные дети, особенно те, у кого высоко развиты творческие способности, любят красивые виды и звуки природы. Их любопытство больше всего проявляются на природе.
  1. Им иногда не удается реализовать свой потенциал:
Да, вы все правильно прочитали. Умные и одаренные дети тратят почти всю свою ментальную энергию на те вещи, которые их интересуют. Нередко случается такое, что они преуспевают в одной области и терпят неудачу в другой. Одаренные дети иногда не могут реализовать все свои возможности из-за плохой концентрации внимания, небрежности, фрустрации и, чаще всего, обычной скуки.
  1. Они считают, что учиться это весело:
Одаренным детям настолько нравится учиться, что это становится их хобби. Благодаря своим умственным способностям и тяге к знаниям, ребенок может даже разделить несколько интересов со своими сверстниками.

Заключение: почему важно определить одаренность ребенка

«Правильное определение, четкое объяснение и постоянная поддержка помогут одаренному ребенку адаптироваться» — Гейл Пост, доктор наук
Невзирая на все трудности определения умственных способностей, оно все-таки необходимо для развития ребенка. 

К примеру, определение того, что ребенок умственно отсталый может играть решительную роль в том, преуспеет он или же потерпит неудачу. Это также относится и к одаренным детям. 

Одаренные дети, чьи способности не удалось раскрыть, часто становятся предметом для насмешек и издевательств. Не стоит позволять, чтобы такое произошло. Более того, у одаренного ребенка есть потенциал стать лидером в этом сложном мирововом обществе. 

В первую очередь, одаренного ребенка необходимо поместить в правильную среду и позволить ему добиться успеха, на его условиях.

Комментариев нет:

Отправить комментарий